Как устроены шлюзы (анимация на примере Чебоксарской ГЭС). Как работает шлюз? Фото и видео Небольшое лирическое отступление

Давно хотел написать этот пост, но все думал, с какой стороны подойти. Сейчас всё оформилось в одно целое. Итак, сейчас я расскажу вам о шлюзах.
Шлюзы на каналах и реках — важнейшие гидротехнические сооружения, которые обеспечивают возможность судоходства. Я не буду злоупотреблять терминологией и опишу все простыми словами.
Шлюз — огромная ванна-лифт, при помощи которого судно можно поднять или опустить на значительную высоту при перепаде уровней воды.

С обеих сторон шлюза расположены герметичные ворота. На этом снимке, нижние ворота открыты, а верхние ворота закрыты (подняты).

2. Шлюзы не только сложные технические сооружения, они еще и красивы. На канале имени Москвы они украшены башнями.

3. Самым красивым шлюзом по праву считается шлюз №3, он украшен моделями каравелл Колумба.

4. Для подъема теплохода, судно заходит в шлюз, после чего нижние ворота закрываются, образуя герметичную «ванну», камера шлюза наполняется водой. Теплоход поднимается вместе с водой вверх.

5. Перепад высот на одном шлюзе составляет 8 метров, это высота трехэтажного дома. После того, как шлюз заполнен, опускаются верхние ворота, и теплоход идет дальше.

Для того, чтобы было понятнее, я подготовил видео. Так как процесс шлюзования небыстрый, временами видео ускорено, полностью процесс прохода шлюза занял около 30 минут.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!
Делитесь репортажем и видео.

Шлюз №7 Канала имени Москвы - однокамерный судоходный шлюз, расположенный на Канале имени Москвы в районе Тушино, на северо-западе Москвы. Вместе с , находящимся в 1,5 км от него к юго-западу, входит в состав Тушинского гидроузла, который связывает (Канал имени Москвы) и , позволяя преодолевая на сравнительно коротком участке перепад высоты в 36 метров (разница между уровнем Химкинского водохранилища и уровнем реки).


Вид на верхнюю камеру шлюза №7 со стороны Химкинского водохранилища. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Шлюз №7 - двухкамерный: зайдя в первую камеру суда поднимаются или опускаются, а затем переходят во вторую камеру шлюза. Минимальное время прохождения судном шлюза - 1 час. У верхней головы камеры шлюза №7 (со стороны водохранилища) перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних - двухстворчатыми воротами. У нижней камеры шлюза №7 канал пересекает . У верхних ворот шлюза (со стороны водохранилища) расположены .

Габариты шлюза: длина камеры - 290 метров, ширина - 30 метров, глубина - 5,50 метров. Шлюз находится на балансе Тушинского района гидросооружений . Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.



Вид на нижнюю камеру шлюза №7 и пешеходный мост из верхней камеры шлюза. 2009 г. Фото: Михаил Архипов



Вид на нижнюю камеру шлюза №7 с пешеходного моста. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

В шлюзе №7 возможно проведение встречного шлюзования, когда суда, следующие в разных направлениях, шлюзуются одновременно одно в верхней, а другое в нижней камерах. Происходит это следующим образом: одно судно заходит в верхнюю камеру, а другое - в нижнюю. Вода из верхней сбрасывается в нижнюю, в результате чего одно судно поднимается, а другое опускается.



Встречное шлюзование в шлюзе №7. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

Строительство шлюза было начато в 1933 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят, вместе с Каналом имени Москвы, 15 июля 1937 года. Архитектурное решение Тушинского гидроузла выполнил архитектор В. Ф. Кринский: двенадцать башен (на шлюзах №7 и №8), архитектурно оформленных по общему классическому мотиву, образуют аллею, украшающую водную магистраль.



Вид на шлюз №7 со стороны шлюза №8. 2012 г. Фото: Михаил Архипов

Верхние башни шлюза №7 украшены горельефами (разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей), изображающими комсомольцев 1930-х годов. У средних башен установлены фигуры комсомольцев.



Скульптура у средней башни шлюза на левом берегу. 2015 г. Фото: Михаил Архипов







Горельеф на башне шлюза №7. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Для использования перепада при сбросе обводнительного расхода из водораздельного бьефа канала в реку Москву и для возвращения в результате этого части энергии, затраченной на накачку воды из Волги, на южном склоне трассы возведена Сходненская ГЭС, находящаяся западнее шлюза №7 (Сходненский тупик, дом 3).

Участок канала между шлюзом № 7 и проходит в высоких дамбах. В месте пересечения канала с руслом реки Химки, пропускаемой под каналом, высота дамб достигает 17 метров, а перед верхней камерой шлюза №8 под дном канала проходят

На этот раз не будет аналитики и проблемных вопросов, а будет таймлапс, анимация и куча фото про то, как устроены и как работают шлюзы на наших многочисленных водохранилищах.
, я уже рассказывал. Сейчас подробно посмотрим, как суда преодолевают немаленькие пороги возведённых плотин, чтобы попасть вверх или вниз по течению.

Посмотрите вид на Чебоксарскю ГЭС и шлюзы:

Почему шлюзы строились одновременно с плотинами, понятно.
А знаете ли вы, что сегодня во многих местах сами шлюзы и ГЭС вместе с плотиной принадлежат разным ведомствам?
ГЭС - РусГидро, а шлюзы - Росморречфлоту. Вот такая ирония приватизации.
Впрочем, что это я? Обещал без отступлений!

Тогда давайте сначала смотреть видео, а потом уже - детали на фотографиях.
Перед тем скажу только, что на шлюзы обычно экскурсий не водят, поэтому предоставленную возможность пришлось использовать на полную катушку - поставил старый Canon S3 IS над пропастью и начал таймлапс снимать:

Ну а потом ещё взял свою систему моделирования и сделал модель шлюза с анимацией, чтобы показать на модели, как ворота закрываются, откуда вода течёт и всё такое.
Ибо что такое шлюз? Это тот же бассейн из классической задачи по арифметике: в одну трубу вливается, в другую выливается. Ничего сложного!

Обратите внимание, что на речных шлюзах не требуется никаких насосов: вода наполняет шлюзовую камеру или вытекает из неё сама, стоит только открыть задвижки.
А вот на каналах, проходящих через водоразделы (как канал имени Москвы), насосы нужны (хотя не обязательно на самих шлюзах).


Математическая модель этого "бассейна" чуть посложнее двух труб: кроме них, ещё ведь корабликом и воротами управлять надо. И вода чтобы в трубах текла:

Что? Язык незнакомый? Ну это нормально! ;)

Всё-всё-всё, больше не буду забивать голову премудростями. Просто смотрим видео и всё увидим сами.
Правда, вмонтированная (для красоты) фотография пульта управления шлюзом - от Нижегородской ГЭС, но, думаю, наши меня за это простят! :)

Ну а теперь фотоподробности.

Что крыша машинного зала Чебоксарской ГЭС одновременно является мостом через Волгу:

Поэтому чебоксарцы и гости столицы обычно видят нашу ГЭС из окна автомобиля, а в лучшем случае (если остановиться перед мостом) примерно так:

Чтобы видеть всю красоту и мощь гидротехнического сооружения, надо подняться на гору к роще.
Туда мы в детстве приезжали на велосипедах, чтобы посмотреть на великую стройку и испытать радость труда ("это такое чувство, которое испытывает поэт, глядя на строящуюся плотину") .
Ну или взобраться на Башню управления шлюзами - именно там и стоял мой фотоаппарат на штативе:


Кто забыл или в первый раз - по клику мыши фото открывается в большом размере!

Это был вид сверху. А вот сама Башня, вид снизу:

Как выглядит сей Центр?
Пульт управления немудрёный и не особо современный (но здесь этого достаточно - не аэропорт же):

Есть и ещё одна интересная система. На них видно все суда, идущие по Волге вверх и вниз (все, у которых есть ГЛОНАСС/GPS и специальные средства передачи данных).
На экране виден синий трек очередного теплохода. Мы хотели его подождать, но так и не дождались - он был далеко и шёл медленно:

Собственно, в скорости и есть основной недостаток водного транспорта. Скоропортящиеся продукты на барже не повезёшь.
Зато очень удобно везти строительные материалы. То, что сегодня их возит по автодорогам армия Камазов - просто преступление против экологии, да и здравого смысла. И нас не покидает надежда, что водный транспорт будет, в конце концов, восстанавливаться и развиваться.
Посмотрите на заглавное фото или вот на эту красивую баржу, которая входит в шлюзы Нижегородской ГЭС - какая грузоподъёмность! Чтобы перевезти столько груза Камазами из одного волжского города в другой, надо сжечь цистерны топлива и разбить сотни километров трассы...

Стоп. С разбитой трассой всё понятно, а вот с цистернами топлива? Впрочем, КПД всего судна по грубым прикидкам составляет всего 3%. Так что нынешние технологии водного транспорта существенно проигрывают грузовому транспорту (суммарный КПД около 8%) - и ещё более - железнодорожному. Поэтому пока забудьте всё, что я говорил абзацем выше - здесь требуется отдельная тема для анализа и сравнения!

А пока Волга, увы, довольно пустынна:

Но давайте не будем отвлекаться и продолжим знакомство с работой шлюза.

Вот для полноты картины вид "в пропасть" с Башни:

На первом фото была сдвоенная баржа, которая заняла весь шлюз.
А тут будет всего один маленький кораблик:

Каждому судну диспетчер шлюза указывает место, которое ему нужно занять в шлюзе - номер рыма для швартовки, а капитану большого корабля помогают следить за положением такие указатели:

Кораблик швартуется к рымам - большим поплавкам, которые ходят по рельсам в нишах стен шлюзовой камеры, поднимаясь и опускаясь вместе с водой и судном:

Наш кораблик идёт вниз, поэтому теперь необходимо закрыть верхние ворота.
На большинстве шлюзов Волжско-Камского каскада они сделаны в форме подъёмной стены:

Обратите внимание на едва показавшиеся из воды "зубцы" - это неподвижное основание, укреплённая стена, которая помогает воротам выдерживать напор громадной массы водохранилища.
Посмотрите, какое маленькое расстояние от них до верхней границы воды (4 метра)!
Судно с осадкой больше 3,6 м здесь просто не пройдёт (40 см - необходимый по регламенту запас). А если из-за маловодья, какое имело место этим летом, уровень воды в водохранилище чуть понизится, то и более мелкие суда уже не смогут пройти.
На Чебоксарской ГЭС такое жёсткое ограничение возникло из-за того, что уровень водохранилища не поднят на проектную высоту. На проектной отметке 68 метров ворота надо будет немного приподнять, но порог станет уже 6 м, что гарантированно хватит для всех волжских судов.

Верхние ворота вблизи:

Здесь мы видим рабочие и дублирующие их аварийные ворота одновременно (шлюз полностью заполнен водой).
Аварийные ворота нужны на случай выхода из строя или планового ремонта рабочих ворот.
Когда нет шлюзующихся судов, можно проводить регламентные работы по техобслуживанию механизмов, что мы сейчас и видим.

С помощью теодолита производится контроль прогиба ворот:

Только представьте, эта железная громадина всё-таки ощутимо прогибается под давлением воды в водохранилище - до 1,5 см аварийные и меньше сантиметра рабочие ворота!

Подъёмный механизм у ворот гидравлический:

Маслонасосы для обслуживания верхних ворот:

В шлюзах всегда много птиц:

Потому что здесь удобно подбирать рыбу, которая остаётся на поднимающихся из воды воротах:

Перейдём к нижним воротам.
Опять же на большинстве волжских шлюзов они сделаны в виде громадных двустворчатых дверей:

В закрытом состоянии двери сходятся под заметным углом, чтобы противостоять напору воды в шлюзовой камере:

На Чебоксарской ГЭС предусмотрены специальные меры, чтобы вытекающая из шлюзовой камеры вода не размывала берег. Часть сливается из-под ворот (бурлящая вода на снимке), а часть - далеко от шлюза и от берега - к середине Волги:

Чтобы избежать волн при наполнении шлюзовой камеры, здесь также предусмотрены специальные меры - сложная распределительная система, гасящая скорость потока воды и равномерно распределяющая его по шлюзу. Снаружи видна часть этих специальных камер. Они остались недостроенными, потому что тогда решили не поднимать воду до проектной отметки. Сейчас, если подъём всё-таки будет, придётся достраивать:

Наконец, вода из шлюза выпущена, можно открывать нижние ворота:

Посмотрим внимательно в окрестности нижних ворот:

Прямо под мостом, над аварийными воротами, видны рельсы, которые как будто обрываются в пропасть. Они использовались при строительстве, да и сейчас могут быть использованы - только нужно опустить большую балку, которая видна слева вверху, прямо под мостом - это не что иное, как подвижный пролёт железнодорожного моста. Он ляжет поперёк шлюза, и рельсы будут продолжены!

Что ещё интересного можно увидеть?
Например, хоздвор между шлюзовыми камерами:

И немного брутальных конструкций на закуску:

А вот и баржа выходит из шлюза:

Волго-Донской судоходный канал имени Ленина. Вы знаете, что это такое и где находится? Уверена, сейчас многие скажут: «Ну, если Волго-Донской – значит где-то возле Дона и Волги» А поточнее? Совсем недавно в нашей стране (в СССР) не было ни одного человека, который не знал бы все о Волго-Донском канале, боюсь, что сейчас это совсем не так. Я помогу тем, кто не знает и хочет узнать о нем. Кроме этого, я постараюсь показать, как же происходит это самое «шлюзование». Давно известно, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать)». Очень надеюсь, что вам будет интересно.

Итак, начнем! Волго-Донской канал берет свое начало в самом южном районе города Волгограда (Красноармейском) и заканчивается около поселка Пятиморск, в 7 км от города Калач-на-Дону. Длина канала – 101 км, глубина канала – 3,5 м. Канал питается донской водой. Перепад высоты между Волгой и Доном (Цимлянское водохранилище) - 44 метра. Но здесь надо учесть, что местность, по которой проходит канал, имеет сложный рельеф. Чтобы подняться или опустится на нужную высоту, было построено 13 шлюзов: первый находится в Волгограде, тринадцатый в Пятиморске. Каждый шлюз имеет длину 145 метров и ширину 18 метров. Суда проходят канал за 10-12 часов.

Волго-Донской канал был построен за рекордный срок - всего четыре с половиной года. 31 мая 1952 года произошло знаменательное историческое событие: соединение вод Дона и Волги. На следующий день началось движение судов по каналу.

фото из интернета

Безусловно, решающая роль здесь принадлежит тому факту, что в строительстве Волго-Донского канала принимала участие вся огромная наша страна. Кроме этого, использовалась практически бесплатная рабочая сила: пленные и заключенные. Но объем выполненных работ огромен, потому что строился не только сам канал, но и другие объекты: шесть поселков для строителей канала, созданы три водохранилища, множество (около ста) гидротехнических сооружений (насосные станции, шлюзы, плотины, дамбы и др). Дополнительно, для обеспечения на реке Дон регулярного судоходства, была возведена Цимлянская ГЭС и создано Цимлянское водохранилище.

Можно сравнить:

Суэцкий – морской, судоходный бесшлюзовой канал (длина около 161 км) строился чуть более десяти лет (1859-1869).

Панамский канал – судоходный шлюзовой (всего три шлюза), длиной 81км, строился почти 16 лет (1904-1920).

Беломорско–Балтийский канал (19 шлюзов), общая длина 227 км, из них всего 37 километров - искусственные пути. Он строился всего 20 месяцев (конец 1930-1933). История его строительства – трагична из-за огромных человеческих потерь, на этой великой стройке впервые использовался труд заключенных. Но это совсем другая история. Давайте вернемся к Волго-Донскому каналу.

Пятиморск

Пятиморск – это не город, а поселок. Основан в 1952 году. В нем живут люди, работающие на объектах Карповского гидроузла, обслуживающие шлюзы канала. Пятиморск получил свое название из-за того, что стоит на берегу Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, который объединил водные пути к пяти морям. Это – Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое. Поселок расположен в 70 километрах от Волгограда и в 7 километрах от города Калач-на-Дону.

В нем много интересных, достойных внимания достопримечательностей: музей Волго-Донского канала, памятник Ленину, стоящий на центральной площади (автор Евгений Вучетич), монумент «Соединение фронтов» (автор Евгений Вучетич). Кроме того, в поселке есть удивительное место: Парк истории Государства Российского, в нем можно увидеть историческую часть - аллеи, в которых множество памятников знаменитым людям нашей страны; Парк Победы; аллея Детства; аллея влюбленных.





На аллее Детства размещены скульптурные композиции, посвященные героям русских сказок и советских мультфильмов. Здесь можно увидеть Мальвину, Бабу-Ягу, Емелю на печи, Чебурашку, почтальона Печкина, доктора Айболита, посидеть на одной скамейке с Зайцем и Волком. Само собой разумеется, счастью и восторгу у детей не было предела, увести их от такого великолепия практически невозможно,



За скульптурой «Ромео и Джульетта» есть беседка для отдыха в форме сердца.

аллея Любви

Но правде говоря, отдыхать было некогда. На знакомство с парком нам отводился всего час. Это очень мало. В этом замечательном месте есть на что посмотреть. И если вы когда-нибудь будете проезжать мимо Пятиморска, мой совет, заезжайте в поселок. Не пожалеете. А уж если с вами будут дети, для них побывать на аллее Детства, будет драгоценным подарком. Даже взрослые (всех возрастов), с удовольствием фотографируются с каждым сказочным героем. Что уж тут говорить о детях!

Немаловажно и то, что совсем рядом с парком истории Государства Российского находится пляж. Там можно перекусить, побродить по берегу покрытому зелеными водорослями (во время «цветения» воды). Кстати, водоросли очень приятные: не скользкие и противные, не имеют никакого запаха, не пачкают одежду. Даже говорят, что они полезные. Желающие могут позагорать и искупаться. Недалеко есть туалет.


водоросли в воде

На окраине Пятиморска находится еще одна достопримечательность этого маленького городка - последний шлюз на пути из Волги в Дон. Это шлюз номер тринадцать.

У первого и тринадцатого шлюза построены триумфальные арки и маяки. Они одинаковые в начале и в конце канала. Маяки имеют высоту 26 метров, и украшены чугунными рострами.

На одной из стен маяка на входе в канал (в Волгограде) – надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918-1919гг, Сталинград – в 1942-1943гг»

Путь из Волги в Дон

Шлюз – это гидротехническое сооружение в судоходных каналах для перемещения судов по водным путям с различными уровнями воды в них.

Шлюзование – это процесс прохода судна через шлюз.

Я не буду здесь описывать техническое устройство шлюзов , (при желании его можно найти в интернете) постараюсь, как можно более подробно показать, как же происходит шлюзование.

Канал работает круглосуточно, суда проходят по расписанию, в строгой очередности и по специальным правилам. Наш теплоход был включен в расписание и должен был в назначенное время подойти к шлюзу.










Мы зашли в шлюз сразу после встречного судна. Это видно на фото.

Сам процесс шлюзования нашего теплохода занял 17 минут, и что самое интересное, оба раза было одинаковое время (путь туда и обратно). Временем шлюзования я считаю, время от входа судна в камеру шлюза до выхода из нее.

При шлюзовании судно заходит в шлюз, и в зависимости то направления движения, вода в камере шлюза опускается или поднимается на нужную высоту.

После захода в камеру, наш прогулочный теплоход подошел к стенке камеры и пришвартовался. Входные ворота закрылись (поднялись), затем началось слив воды из камеры. После достижения заданного уровня, открылись выходные ворота, и теплоход вышел из камеры шлюза. Перед шлюзом уже стояло очередное судно.



















Недалеко от выхода в Дон на берегу канала стоит один из самых главных памятников Сталинградской битвы – монумент «Соединение фронтов» (скульптор Евгений Вучетич). Высота скульптуры – 16 метров. Памятник –монумент установлен в 1953-1955 годах. Здесь 23 ноября 1942 года встретились советские войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов (историческое место сейчас находится под водой), и замкнулось кольцо окружения 6-й немецко-фашистской армии под командованием Фридриха Паулюса - одного из фельдмаршалов нацистской Германии. Это было начало победы в Сталинградской битве.

Внизу, с двух сторон стоят белоснежные каменные тумбы, между ними поклонный крест Кирилла и Мефодия. Крест установлен в наше время.

На одной тумбе надпись: «23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге»

На другой - «Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады»

Прогулка по Дону-Батюшке

Далее была водная прогулка по реке Дон на нашем небольшом, но удобном и комфортабельном теплоходе. На наше счастье, день путешествия выдался жарким, безветренным и ясным. Сразу стало понятно, почему его называют Тихим Доном: в такие дни он течет плавно, величественно, вода становится зеркальной, отражая красивые прибрежные картины. Предлагаю посмотреть несколько фото, сделанных во время прогулки по Дону.

Путь из Дона в Волгу

После получасовой прогулки, теплоход разворачивается и подходит к 13-му шлюзу. Ворота открыты. Он заходит в камеру, створки ворот закрываются за ним, и процесс шлюзования повторяется в обратном порядке. Теперь вода подается в камеру, достигает нужного уровня. Выходные (опускные) ворота медленно уходят под воду. Путь в Волгу – свободен! И снова ожидает своей очереди встречное нефтеналивное судно. Канал работает ежедневно и круглосуточно весь судоходный сезон.













Без всякого сомнения, вы обратили внимание на то, что входные и выходные ворота (в зависимости в какую сторону идет судно) имеют совершенно разные конструкции и принцип работы. При движении судов из Волги в Дон, стоят опускные входные ворота (для пропуска судов они опускаются в специальные ниши); а при движении из Дона в Волгу – двустворчатые, ворота распахиваются перед судном, открывая дорогу. Другими словами, на «высокой воде» - стоят опускные ворота, а на «низкой» - двустворчатые. Это одинаково на всех шлюзах Волго-Донского канала.

Около шлюза много птиц, они находятся здесь из-за обилия рыбы.

Небольшое лирическое отступление. Лебеди в Карповском водохранилище

Совсем недалеко от Пятиморска расположен поселок Волгогдонской. Ничем не примечательное место. Но… Здесь живет стая лебедей. Местные жители рассказывают, что в стае более пятидесяти особей. В апреле 2017 года нам посчастливилось увидеть этих прекрасных птиц. Сначала они плавали около берега, но когда наша маленькая компания (само собой разумеется, с предосторожностями) попыталась подойти поближе, стая медленно и величаво отплыла на середину водохранилища.

Мы насчитали двадцать восемь лебедей. Несмотря на все наши попытки «замаскироваться», лебеди отплывали все дальше и дальше. И тогда я решила сфотографировать их с большого расстояния. Ниже можно увидеть мои фото, обратите внимание на последний снимок. На нем лебедь (крайний слева) ныряет за рыбой. Эта фотография показалась мне забавной. Мечтаю увидеть лебедей с птенцами. Если же мне повезет, и я смогу сделать такие фото, обязательно поделюсь с вами, дорогие читатели. По всей вероятности, мне придется притвориться кустиком или кочкой, а возможно, и «тучкой», из нашего любимого мультфильма. Помните? «Я тучка, тучка, тучка. Я вовсе не медведь…» (любопытный фотограф)

Заключение

В этой статье я хотела познакомить вас, с Волго-Донским каналом, рассказать и показать, как же проходит шлюзование. Надеюсь, что вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Чуть позже я познакомлю посетителей сайта с двумя музеями Волго-Донского канала , единственными в России. Один находится в Волгограде рядом с первым шлюзом, а второй в поселке Пятиморск , рядом с тринадцатым (последним) шлюзом. Заходите почаще!

И опять я убедилась, в том, что совсем рядом с нами много неизвестного, удивительного и интересного. Надо только захотеть узнать и увидеть это.

Несомненно, вы догадались, что попасть в Приморск, а тем более прокатиться на теплоходе и пройти дважды шлюзование – самостоятельно невозможно. Я совершила эту увлекательное, необыкновенно интересное путешествие с одной из туристических фирм Волгограда.

В заключение статьи - одна из традиционных общих фотографий, которые делаются во время экскурсий, и в обязательном порядке выставляются на страницах сайта турфирмы и ее основателя и владельца.

Фотографическое описание всей трассы канала имени Москвы. От Северного речного вокзала до Дубны: порты, шлюзы, памятники, интересные сооружения. Примечательные факты о канале и фото.

В Москве находится два речных вокзала: северный на Ленинградском шоссе и Южный в районе Нагатино. 90% речных круизов начинаются или заканчиваются на северном речном вокзале.

Отсюда теплоходы отправляются в Санкт-Петербург (один из наиболее популярных маршрутов), по Волге до Астрахани и Ростова-на-Дону, на Урал, в Пермь и Уфу и на Белое море к Соловецким островам.

Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы в 1937 году, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был поднимался, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.

Так как здание является памятником архитектуры и охраняется государством оно, естественно, находится в ужасающем состоянии. По крайней мере с внешней стороны. Внутри получше: большинство помещений отремонтировали арендовавшие там места туркомпании. С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.

Причалы северyого речного вокзала после открытия несколько раз удлиняли и теперь их протяженность составляет чуть более километра. Большая часть отдана круизным судам, небольшой пятачок занимает прогулочный флот.

С пассажирским портом соседствует грузовой порт. Так как он занимает весьма привлекательное место на берегу то существовало уже несколько проектов по его закрытию и возведению там жилых комплексов и торговых центров. Но пока не сложилось.

Северный порт принимает насыпные и генеральные грузы, сейчас туда завозят нерудные материалы для строительства: песок, гравий. Еще в Москве находятся два порта: почти разрушенный западный в районе Сити и южный. Туда возят такие же грузы, в южный еще привозят периодически оборудование и уголь. В обратную сторону из Москвы везут либо металлолом в Череповец, либо вообще ничего. Раньше увозили оборудование, машины и все возможные товары.

Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.

На противоположенной стороне Химкинского водохранилища находится район Северное Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького.

В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.

Экраноплан "Орленок" с Каспийского моря (с июня 2007 года).

У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его потаскали по водохранилищу вдоль причалов.

Знакомство с вокзалом, портом и окрестностями закончено и можно отправиться в путь по Каналу Москвы. Рейс пассажирского теплохода до Питера занимает 7 дней, до Астрахани 10, до Ростова 12, до Перми или Уфы около 7 дней, в одну сторону со стоянками.

Канал имени Москвы - до 1947 канал Москва - Волга, соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской области, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами) и соединяется с Москвой-рекой в Москве, в районе Тушино. Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932-1937. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 - 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м.

Первым на пути мы проходим мост Ленинградского шоссе. Это уже второй мост построенный в этом месте через канал: первый был разобран в 70-х годах. В 2009 году рядом с существующим было начато строительного еще одного моста-дублера.

Вид на Канал со следующего моста МКАДА. На фото - главный герой фильма "День выборов". На борту "Сергея Абрамова" проходили почти всей действия этой комедии.

Железнодорожный мост Октябрьской дороги.

Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.

Мост Савеловской железной дороги.

Гарантированная глубина на канале - 5.5 метра, например такие глубины почти на всем протяжении канала от Темпов до Икши. В районе Химки - Водники и Темпы - Дубна находятся самые глубокие участки (9-11 метров). 17.5 метров у шлюза №1 в Дубне, 23 метра у причалов Водного стадиона в Москве.

После Водников суда проходят под мостом Дмитровского шоссе, затем по 5 водохранилищам и соединяющим их участкам канала.

Заградворота №114.

Яхт-клуб поселка "Аврора".

Заградворота №108 разделяющих Икшинское и Пестовское водохранилища.

Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу - №6 в Икше.

На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенета), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).

Шлюзовая камера.

Ворота.

Над камерой проходит пешеходный мост, с которого удобно смотреть за шлюзованием и фотографировать. Добраться сюда можно электричкой с Савеловского вокзала (40 минут до станции Икша).

В прямой видимости от шлюза №6 находится шлюз №5: вид на этот участок с пешеходного моста.

Перед шлюзом, со стороны Москвы, скульптура аналогичная той, что стоит и в Москве, в парке Северного речного вокзала. Скульптор Ю.А. Кун.

Справа находится насосная камера.

Камера шлюза №5. Архитектор - Д.Б. Савицкий: Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту.

После шлюза №5 канал пересекает автомобильный мост в районе станции Морозки (участок Московского Малого Кольца).

Затем справа в канал впадает река Скородайка.

В прежние время на канале работало от 7 до 9 паромных переправ. В настоящее время осталось всего две в северной части. Все остальные либо полностью разобраны, либо представлены в таком виде.

Ночью, у причальной стенки шлюза №4.

Камера шлюза №4 (архитектор А.Л. Пастернак) днем. Вид при движении со стороны Москвы.

Между шлюзом 4 и 3 канал снова пересекает железнодорожный мост Савёловского направления.

Слева, после моста и перед шлюзом №3 находится водосброс в речку Яхрома.

Северные башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Архитектура гидроузла В.Я. Мовчаном.

Общий вид шлюза №3. Во время Великой Отечественный войны шлюз был взорван советскими войсками при отступлении, так как немцы смогли прорвать оборону и захват такого важного стратегического сооружения был не допустим. После войны шлюз восстановили.

Сразу за шлюзом находится Яхромский автомобильный мост, построенный в 2005 году. Прежний мост, построенный в 1937 году был разобран в 2004-м.

Порт города Дмитрова ориентирован на грузоперевозки. Несколько лет назад отсюда осуществлялись прогулочные рейсы по Каналу в сторону Дубны на судах типа "Москва".

По северной границе порта проходит Рогачёвский автодорожный мост ведущий в Дмитров.

Следующим через десяток километров канал пересекает Татищевский мост, построенный в 1996 году. За поворотом находится поселок Орево, заградворота №103 и берега украшенные белыми фигурами пионеров.

Последние материалы раздела:

Схемы УНЧ для работы с низкоОмной нагрузкой
Схемы УНЧ для работы с низкоОмной нагрузкой

Читатели! Запомните ник этого автора и никогда не повторяйте его схемы. Модераторы! Прежде чем меня забанить за оскорбления, подумайте, что Вы...

Пеленгатор онлайн по номеру телефона через интернет: программы отслеживания
Пеленгатор онлайн по номеру телефона через интернет: программы отслеживания

Современного жителя России сложно представить без мобильного телефона. Данное устройство используется свыше восьмидесяти процентов россиян, в...

Примеры фотографий с камеры
Примеры фотографий с камеры

Компания Сяоми, позиционирующая на рынке в качестве одного из ведущих производителей многофункциональных гаджетов, систематически предлагает...