Создаем пользователя для линукса скрипт. Системный интегратор

Хотя вы можете продолжать регистрироваться вручную как было показано выше, гораздо лучше настроить некоторые скрипты, чтобы для вас это происходило автоматически.

Набор скриптов автоматизирует процесс входа в систему и запускает PPP так что все, что вы должны сделать (от root или как член группы PPP) - дать одну команду запуска вашего соединения.

15.1 Скрипты соединения для аутентификации по имени/паролю пользователя

Если ваш ISP не требует использования PAP/CHAP, вам нужны именно эти скрипты!

Если пакет ppp установлен правильно, вы должны иметь два файла примеров. Для PPP 2.1.2 они находятся в /usr/sbin , а для PPP 2.2 они находятся в /etc/ppp/scripts . Они называются

для PPP-2. 1.2

а для PPP-2. 2

ppp-off ppp-on ppp-on-dialer

Теперь, если Вы используете PPP 2.1.2, я настойчиво прошу вас удалить файлы примеров. С ними имеются потенциальные проблемы (и не сообщайте мне, что они прекрасно работают), я использовал их очень долго (и даже рекомендовал их в первой версии этого HOWTO)!

Для пользователя PPP 2.1.2 имеется ЛУЧШАя версия шаблона, взятая из дистрибутива PPP 2.2. Я предлагаю вам скопировать и использовать эти скрипты вместо старого скрипта PPP-2.1.2.

15.2 Скрипт ppp-on

Это первый из ПАРЫ скриптов, которые фактически запускают соединение.

#!/bin/sh # # Скрипт для инициации соединения PPP. Это первая часть из пары скриптов. # Это не секретные скрипты, так как коды видны командой ps. # Однако это пример. # # Это параметры. Измените их как нужно. TELEPHONE=555-1212 # Телефонный номер соединения ACCOUNT=george # Имя пользователя для входа ("George Burns") PASSWORD=gracie # Пароль для этого аккаунта (и "Gracie Allen") LOCAL_IP=0.0.0.0 # Локальный IP адрес, если известен. Динамический = 0.0.0.0 REMOTE_IP=0.0.0.0 # Удаленный IP адрес, если желателен. Обычно 0.0.0.0 NETMASK=255.255.255.0 # Соответствующая сетевая маска, если нужна # # Экспортируем их, чтобы они были доступны в "ppp-on-dialer" export TELEPHONE ACCOUNT PASSWORD # # Это расположение скрипта, который звонит по телефону и регистрируется в # системе. Пожалуйста, используйте абсолютное имя файла, так как опция connect # не использует переменную $PATH. (Если это сделать, то "root" аккаунт будет # дырой в защите, так что не просите.) # DIALER_SCRIPT=/etc/ppp/ppp-on-dialer # # Инициация соединения # # exec /usr/sbin/pppd debug /dev/ttySx 38400 \ $LOCAL_IP:$REMOTE_IP \ connect $DIALER_SCRIPT

Это скрипт ppp-on-dialer:

#!/bin/sh # # Это вторая часть скрипта ppp-on. Она выполняет установку желаемого # соединения. # /usr/sbin/chat -v \ TIMEOUT 3 \ ABORT "\nBUSY\r" \ ABORT "\nNO ANSWER\r" \ ABORT "\nRINGING\r\n\r\nRINGING\r" \ "" \rAT \ "OK-+++\c-OK" ATH0 \ TIMEOUT 30 \ OK ATDT$TELEPHONE \ CONNECT "" \ ogin:--ogin: $ACCOUNT \ assword: $PASSWORD

Для PPP-2.2, сценарий ppp-off примерно такой:

#!/bin/sh ###################################################################### # # Определить прерываемое устройство. # if [ "$1" = "" ]; then DEVICE=ppp0 else DEVICE=$1 fi ###################################################################### # # Если pid файл ppp0 есть, тогда программа работает. Остановить ее. if [ -r /var/run/$DEVICE.pid ]; then kill -INT `cat /var/run/$DEVICE.pid` # # Если kill не работает, тогда нет процесса, запущенного под этим pid. # Это может также означать, что существует посторонний lock файл. # Возможно, вы захотите удалить его. if [ ! "$?" = "0" ]; then rm -f /var/run/$DEVICE.pid echo "ERROR: Removed stale pid file" exit 1 fi # # Отлично. Пусть pppd поправит свой собственный недочет. echo "PPP link to $DEVICE terminated." exit 0 fi # # для ppp0 не запущен ppp процесс echo "ERROR: PPP link is not active on $DEVICE" exit 1

15.3 Редактирование скриптов запуска PPP

Поскольку новые скрипты приходят двумя частями, мы в свою очередь отредактируем их.

Скрипт ppp-on

Вы должны будете отредактировать скрипт чтобы вставить ВАШЕ имя пользователя на вашем ISP, ВАШ пароль на вашем ISP, номер телефона вашего ISP.

Каждая из строк типа TELEPHONE= - это фактически установленные переменные shell, которые содержат информацию справа от = (исключая комментарии, конечно). Отредактируйте каждую из этих строк так, чтобы они соответствовали вашему ISP и соединению.

Также, поскольку вы устанавливаете IP адрес (если вам это нужно) в файле /etc/ppp/options , УДАЛИТЕ строку, которая говорит

$LOCAL_IP:$REMOTE_IP \

Также, удостоверьтесь, что переменная оболочки DIALER_SCRIPT указывает на полный путь и имя скрипта для дозвона, который вы фактически собираетесь использовать. Так что, если вы переместили его или переименовали скрипт, удостоверьтесь, что вы отредактировали эту строку правильно в скрипте ppp-on !

Сценарий ppp-on-dialer

Это второй скрипт, который фактически поднимает нашу ppp связь.

Обратите внимание: chat скрипт обычно однострочный. Наклонные черты влево используются, чтобы разместить строки на нескольких физических строках (для удобочитаемости человеком) и не формировать часть скрипта самому.

Однако, очень полезно рассмотреть это подробно так, чтобы мы поняли, что же фактически (предположительно) происходит!

15.4 Что означает скрипт chat...

Скрипт chat - последовательность пар ожидаемая строка посылаемая строка . В частности обратите внимание, что мы ВСЕГДА ожидаем что-нибудь перед тем, как пошлем что-либо.

Если мы должны послать что-то БЕЗ того, чтобы сначала получить что-нибудь, мы должны использовать пустую строку ожидания (обозначаемую "") и аналогично для ожидания чего-либо без того, чтобы посылания чего-нибудь! Также, если строка состоит из нескольких слов, (например, NO CARRIER), вы должны взять строку в кавычки, чтобы chat вопринял ее как одно целое.

Строка chat в нашем шаблоне:

Exec /usr/sbin/chat -v

В вызове chat опция -v говорит, чтобы chat копировал ВЕСЬ ввод/вывод в систеный лог (обычно /var/log/messages). Как только вы убедитесь, что скрипт chat работает надежно, отредактируйте эту строку, чтобы удалить -v , чтобы не хранить ненужную информацию в вашем syslog

Это устанавливает паузу для получения ожидаемого ввода в 3 секунды. Вы можете увеличить это значение до 5 или 10 секунд, если вы используете медленный модем!

ABORT "\nBUSY\r"

Если получена строка BUSY , то операция аварийно прекращается

ABORT "\nNO ANSWER\r"

Если получена строка NO ANSWER , то операция аварийно прекращается

ABORT "\nRINGING\r\n\r\nRINGING\r"

Если (повторимся) получена строка RINGING , то операция аварийно прекращается.

Это потому, что кто-то сидит на вашей телефонной линии!

Не ожидаем ничего от модема, и послаем строку в него

OK-+++\c-OK ATH0

Это немного более сложно, поскольку использует некоторые из возможностей восстановления при ошибках chat .

What is says is... Ожидаем OK , если он не получен (потому что модем не в командном режиме), затем посылаем +++ (стандартная строка для Hayes-совместимых модемов, которая возвращает модем в командный режим) и ожидаем OK .

Затем посылаем ATH0 (строка для завершения связи модема). Это позволяет вашему скрипту справляться с вашим модемом, зависшим во время сеанса связи!

Установим паузу по времени в 30 секунд для оставшихся команд скрипта. Если вы испытываете проблемы со скриптом chat , прерывающимся из-за пауз, увеличьте это значение до 45 секунд или больше

OK ATDT$TELEPHONE

Ожидаем OK (ответ модема на команду ATH0) и набираем номер, на который мы хотим позвонить

Дожидаемся строки CONNECT (которую наш модем посылает, когда удаленные модем отвечает) и не посылаем в ответ ничего

Ogin:--ogin: $ACCOUNT

Снова, здесь мы вставляем кое-какое исправление ошибок. Ожидаем подсказку входа в систему (... ogin:), но если мы не получаем ее по истечении паузы, то посылаем возврат каретки и затем ищем подсказку входа в систему снова. Когда подсказка получена, посылаем username (сохраненное в переменной shell $ACCOUNT).

Assword: $PASSWORD

Ожидаем запроса пароля и посылаем наш пароль (аналогично сохраненный в переменной shell).

Этот скрипт chat имеет приемлемую возможность исправления ошибок. chat имеет значительно большее количество возможностей, чем показано здесь. Для подробной информации проконсультируйтесь с man chat (man 8 chat).

Запуск PPP на серверной стороне моединения

Хотя скрипт ppp-on-dialer отлично подходит для серверов, которые автоматически запускают pppd на серверной стороне как только вы зарегистрировались, некоторые серверы требуют, чтобы вы явно дали команду запуска PPP на сервере.

Если вы должны дать команду, чтобы запустить PPP на сервере, вы должны отредактировать скрипт ppp-on-dialer .

В КОНЦЕ сценария (после строки пароля) добавьте дополнительную пару ожидаемой-посылаемой строк, которая искала бы вашу подсказку регистрации в системе (отличая символы, которые имеют специальное значение в оболочке Bourne: типа $ и [ или ] (открытые и закрытые квадратные скобки).

Как только программа chat нашла командную строку оболочки, она должна выдать команду запуска ppp , требуемую для PPP сервера вашего ISP.

В моем случае, мой PPP сервер использует стандартную подсказку bash Linux

и требует, чтобы я напечатал

чтобы запустить PPP на сервере.

Хорошо бы учесть здесь некоторые ошибки, так например в моем случае я использую

Hartr--hartr ppp

Это значит, что если мы не получили подсказку в течении заданной паузы, то посылаем возврат каретки и ищем подсказку снова.

Как только подсказка получена, посылаем строку ppp .

Не забудьте добавить \ к концу предыдущей строки, так что бы chat думал, что весь сценарий chat состоит из одной строки!

К сожалению, на некоторых серверах набор подсказок часто меняется!

Возможно вам понадобится несколько раз зарегистрироваться, используя minicom, чтобы понять, что происходит, и найти устойчивую ожидаемую строку.

15.5 Сценарий chat для соединения PAP/CHAP

Если ваш ISP использует PAP/CHAP, то ваш сценарий chat намного более простой.

Весь ваш сценарий chat должен делать вот что: звонить по номеру телефона, ждать соединения и затем позволить pppd обработать регистрацию в системе!

#!/bin/sh # # This is part 2 of the ppp-on script. It will perform the connection # protocol for the desired connection. # exec /usr/sbin/chat -v \ TIMEOUT 3 \ ABORT "\nBUSY\r" \ ABORT "\nNO ANSWER\r" \ ABORT "\nRINGING\r\n\r\nRINGING\r" \ "" \rAT \ "OK-+++\c-OK" ATH0 \ TIMEOUT 30 \ OK ATDT$TELEPHONE \ CONNECT "" \

15.6 Отладка pppd и опция file option_file

Как мы уже видели, вы можете включить отладочную информацию опцией -d в pppd . Опция debug эквивалентна ей.

Поскольку мы устанавливаем новое соединение с новым скриптом, сейчас поставьте опцию отладки.

Если у вас мало дискового пространства, то логи pppd могут быстро увеличить ваш файл syslog и создать вам проблему.

Как только вы обрадуетесь, что все работает правильно, можете удалить эту опцию.

Если вы назвали ваш ppp файл опций как-нибудь иначе, чем /etc/ppp/options , или /etc/ppp/options.ttySx , определите имя файла опцией file в pppd , например

Exec /usr/sbin/pppd debug file options.myserver /dev/ttyS0 38400 \

Скрипт командной оболочки представляет собой последовательность команд, которую вы можете использовать многократно. Исполнение этой последовательности, как правило, осуществляется с помощью ввода в командной строке имени скрипта. Кроме того, с помощью cron вы можете использовать скрипты для автоматизации выполнения задач. Другое применение скриптов - процедура загрузки и остановки системы UNIX, когда в скриптах init определяются операции с демонами и сервисами.

Чтобы создать скрипт командной оболочки, откройте в вашем редакторе новый пустой файл. Для этого можно использовать любой текстовый редактор: vim , emacs , gedit , dtpad и т. д.; подойдет любой. Однако, вы можете выбрать более продвинутый редактор, такой как vim или emacs , поскольку такие редакторы можно настроить на распознавание синтаксиса командной оболочки и Bash и они могут оказаться хорошим подспорьем по предотвращению таких ошибок, которые часто делают новички, например, забывают закрывать скобки и ставить точки с запятой.

Набирайте команды UNIX в новом пустом файле точно также, как если бы вы вводили их в командной строке. Как уже говорилось в предыдущей главе (смотрите раздел "Выполнение команды"), команды могут быть функциями командной оболочки, встроенными командами, командами UNIX или другими скриптами.

Выберите для вашего скрипта мнемоничное имя, которое бы говорило, что скрипт делает. Убедитесь, что имя вашего скрипта не конфликтует с существующими командами. Чтобы не возникало никакой путаницы, имена скриптов часто заканчиваются расширением.sh. Тем не менее, в вашей системе могут существовать и другие скрипты с тем же именем, которое вы выбрали. С помощью команд which , whereis и других поищите информацию об уже существующих программах и файлах в таким именем:

Which -a script_name whereis script_name locate script_name (прим.пер. : вместо script_name укажите имя своего скрипта ).

Скрипт script1.sh

В этом примере мы используем команду echo , встроенную в Bash, которая перед тем, как будут выданы выходные данные, проинформирует пользователя о том, что должно быть сделано. Настоятельно рекомендуется информировать пользователей о том, что делает скрипт с тем, чтобы пользователи не нервничали в случае, если им покажется, что скрипт ничего не делает . Мы вернемся к теме оповещения пользователей в главе 8 "Пишем интерактивный скрипт".


Рис.2.1. Скрипт script1.sh

Напишите такой же скрипт для себя. Хорошей идеей было бы создать директорий ~/scripts , в котором будут находиться ваши скрипты. Добавьте этот директорий к содержимому переменной PATH:

Export PATH="$PATH:~/scripts"

Если вы только знакомитесь с Bash, используйте текстовый редактор, в котором для различных конструкций оболочки используются различные цвета. Подсветка синтаксиса поддерживается в vim , gvim , (x)emacs , kwrite и во многих других редакторах, смотрите документацию к вашему любимому редактору.

Выполнение скрипта

Для того, чтобы скрипт можно было запускать, он должен для соответствующих пользователей иметь права на запуск. После того, как вы установите права доступа, проверьте, что вы действительно установили те права, которые вам нужны. Когда это будет сделано, скрипт можно будет запускать точно также, как и любую другую команду:

Willy:~/scripts> chmod u+x script1.sh willy:~/scripts> ls -l script1.sh -rwxrw-r-- 1 willy willy 456 Dec 24 17:11 script1.sh willy:~> script1.sh The script starts now. Hi, willy! I will now fetch you a list of connected users: 3:38pm up 18 days, 5:37, 4 users, load average: 0.12, 0.22, 0.15 USER TTY FROM LOGIN@ IDLE JCPU PCPU WHAT root tty2 - Sat 2pm 4:25m 0.24s 0.05s -bash willy:0 - Sat 2pm ? 0.00s ? - willy pts/3 - Sat 2pm 3:33m 36.39s 36.39s BitchX willy ir willy pts/2 - Sat 2pm 3:33m 0.13s 0.06s /usr/bin/screen I"m setting two variables now. This is a string: black And this is a number: 9 I"m giving you back your prompt now. willy:~/scripts> echo $COLOUR willy:~/scripts> echo $VALUE willy:~/scripts>

Это наиболее обычный способ выполнить скрипт. Предпочтительно выполнять скрипты, подобные этому, в подоболочке. Переменные, функции и псевдонимы, создаваемые в этой подоболочке, известны только в этой конкретной сессии bash в этой подоболочке. Когда происходит выход из этой оболочки и управление получает родительская оболочка, все настройки очищаются и будут забыты все изменения, которые были сделаны с помощью скрипта в состоянии этой оболочки.

Если вы в переменной PATH не указали директорий scripts или. (текущий каталог), вы можете активировать скрипт следующим образом:

./script_name.sh

Также можно выполнить скрипт внутри имеющейся оболочки, но это обычно делается только в случае, если вы хотите получить специальные возможности, например, если нужно проверить, работает ли скрипт с другой оболочкой, или выдать трассировку с целью отладки (прим.пер. - вместо script_name укажите имя своего скрипта):

Rbash script_name.sh sh script_name.sh bash -x script_name.sh

Указанная командная оболочка будет запущена как подоболочка вашей текущей оболочки и выполнит скрипт. Это делается, когда вы хотите, чтобы скрипт был запущен с конкретными параметрами или при определенных условиях, которые не указаны в самом скрипте.

Если вы не хотите запускать новую командную оболочку, а хотите выполнить скрипт в текущей оболочке, используйте команду source:

Source script_name.sh

В этом случае скрипту не нужны права на выполнение. Команды выполняются в контексте текущей оболочки, так что любые изменения, которые сделаны в вашей среде, останутся видимыми, когда скрипт закончит выполнение:

Willy:~/scripts> source script1.sh --output ommitted-- willy:~/scripts> echo $VALUE 9 willy:~/scripts>

Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это - сценарии командной строки , написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например - zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие - умение работать в командной строке Linux.



Сценарии командной строки - это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии - это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.

Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:

Pwd ; whoami
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.

Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение - лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:

Getconf ARG_MAX
Командная строка - отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.

Как устроены bash-скрипты

Создайте пустой файл с использованием команды touch . В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash , поэтому первая строка файла будет такой:

#!/bin/bash
В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка - это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash , указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash .

Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:

#!/bin/bash # This is a comment pwd whoami
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.

Установка разрешений для файла сценария

Сохраните файл, дав ему имя myscript , и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой Permission denied .


Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями

Сделаем файл исполняемым:

Chmod +x ./myscript
Теперь попытаемся его выполнить:

./myscript
После настройки разрешений всё работает как надо.


Успешный запуск bash-скрипта

Вывод сообщений

Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo . Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:

#!/bin/bash # our comment is here echo "The current directory is:" pwd echo "The user logged in is:" whoami
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.


Вывод сообщений из скрипта

Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo . Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo , взгляните на этот материал.

Использование переменных

Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например - результаты работы команд для использования их другими командами.

Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.

Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:

  • Переменные среды
  • Пользовательские переменные

Переменные среды

Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:

#!/bin/bash # display user home echo "Home for the current user is: $HOME"
Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.


Использование переменной среды в сценарии

А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:

Echo "I have $1 in my pocket"
Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной $1 . Это не то, что нам нужно. Что делать?

В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:

Echo "I have \$1 in my pocket"
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.


Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара

Пользовательские переменные

В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.

Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
TNW-CUS-FMP - промо-код на 10% скидку на наши услуги, доступен для активации в течение 7 дней
#!/bin/bash # testing variables grade=5 person="Adam" echo "$person is a good boy, he is in grade $grade"
Вот что получится после запуска такого сценария.


Пользовательские переменные в сценарии

Подстановка команд

Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов - это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.

Сделать это можно двумя способами.

  • С помощью значка обратного апострофа «`»
  • С помощью конструкции $()
Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:

Mydir=`pwd`
При втором подходе то же самое записывают так:

Mydir=$(pwd)
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:

#!/bin/bash mydir=$(pwd) echo $mydir
В ходе его работы вывод команды pwd будет сохранён в переменной mydir , содержимое которой, с помощью команды echo , попадёт в консоль.


Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной

Математические операции

Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b)) :

#!/bin/bash var1=$((5 + 5)) echo $var1 var2=$(($var1 * 2)) echo $var2


Математические операции в сценарии

Управляющая конструкция if-then

В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае - другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then . В наиболее простом виде она выглядит так:

If команда then команды fi
А вот рабочий пример:

#!/bin/bash if pwd then echo "It works" fi
В данном случае, если выполнение команды pwd завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».

Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd , и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.

#!/bin/bash user=likegeeks if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" fi
Вот что получается после запуска этого скрипта.


Поиск пользователя

Здесь мы воспользовались командой grep для поиска пользователя в файле /etc/passwd . Если команда grep вам незнакома, её описание можно найти .

В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.

Управляющая конструкция if-then-else

Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else . Вот как она устроена:

If команда then команды else команды fi
Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else . В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else .

Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" else echo "The user $user doesn’t exist" fi
Его исполнение пошло по ветке else .


Запуск скрипта с конструкцией if-then-else

Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие - ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:

If команда1 then команды elif команда2 then команды fi
Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then , иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.

#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" elif ls /home then echo "The user doesn’t exist but anyway there is a directory under /home" fi
В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd , если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.

Сравнение чисел

В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2 Возвращает истинное значение, если n1 равно n2 .
n1 -ge n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше или равно n2 .
n1 -gt n2 Возвращает истинное значение, если n1 больше n2 .
n1 -le n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше или равно n2 .
n1 -lt n2 Возвращает истинное значение, если n1 меньше n2 .
n1 -ne n2 Возвращает истинное значение, если n1 не равно n2 .

В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.

#!/bin/bash val1=6 if [ $val1 -gt 5 ] then echo "The test value $val1 is greater than 5" else echo "The test value $val1 is not greater than 5" fi
Вот что выведет эта команда.


Сравнение чисел в скриптах

Значение переменной val1 больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.

Сравнение строк

В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2 Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
s tr1 != str2 Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 < str2 Возвращает истину, если str1 меньше, чем str2 .
str1 > str2 Возвращает истину, если str1 больше, чем str2 .
-n str1 Возвращает истину, если длина str1 больше нуля.
-z str1 Возвращает истину, если длина str1 равна нулю.

Вот пример сравнения строк в сценарии:

#!/bin/bash user ="likegeeks" if [$user = $USER] then echo "The user $user is the current logged in user" fi
В результате выполнения скрипта получим следующее.


Сравнение строк в скриптах

Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и «<» необходимо экранировать с помощью обратной косой черты, иначе скрипт будет работать неправильно, хотя сообщений об ошибках и не появится. Скрипт интерпретирует знак «>» как команду перенаправления вывода.

Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \>
Вот результаты работы скрипта.


Сравнение строк, выведенное предупреждение

Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:

./myscript: line 5: [: too many arguments
Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2 в двойные кавычки:

#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \> "$val2" ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Теперь всё работает как надо.


Сравнение строк

Ещё одна особенность операторов «>» и «<» заключается в том, как они работают с символами в верхнем и нижнем регистрах. Для того, чтобы понять эту особенность, подготовим текстовый файл с таким содержимым:

Likegeeks likegeeks
Сохраним его, дав имя myfile , после чего выполним в терминале такую команду:

Sort myfile
Она отсортирует строки из файла так:

Likegeeks Likegeeks
Команда sort , по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:

#!/bin/bash val1=Likegeeks val2=likegeeks if [ $val1 \> $val2 ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Если его запустить, окажется, что всё наоборот - строчная буква теперь больше прописной.


Команда sort и сравнение строк в файле сценария

В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.

Команда sort , в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.

Проверки файлов

Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d file Проверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e file Проверяет, существует ли файл.
-f file Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file П роверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w file Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x file Проверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2 Проверяет, новее ли file1 , чем file2 .
file1 -ot file2 Проверяет, старше ли file1 , чем file2 .
-O file Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G file Проверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.

Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.

Опробуем одну из команд на практике:

#!/bin/bash mydir=/home/likegeeks if [ -d $mydir ] then echo "The $mydir directory exists" cd $ mydir ls else echo "The $mydir directory does not exist" fi
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.


Вывод содержимого директории

Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.

Итоги

Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас - вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.

Прежде всего давайте разберём, что такое script и для чего он нужен.

Script в переводе с английского - сценарий . Все мы смотрим фильмы, многие из нас - спектакли. Чтобы создать фильм/спектакль, сценаристы пишут к ним сценарии, на основании которых артисты, сценка за сценкой исполняют на сцене свои роли, из чего и складывается фильм/спектакль. Работа по созданию сценария довольно кропотливая, где нужно учесть всё до мелочей, чтобы в конечном итоге артисты могли выполнить задуманное сценаристом, а зритель увидел целостное произведение.

Подобным же образом пишутся скрипты для выполнения списка задач, которые пользователь составляет вместе (код), чтобы сделать их выполнение проще и быстрее в операционной системе. Для написания простых скриптов совсем не обязательно иметь образование программиста.

Для начала давайте создадим самый, что ни на есть, простейший скрипт-Shell для обновления системы.

Все действия я буду проводить с системе Ubuntu , но они применимы и к другим системам Linux , производных от Ubuntu . Для этого нам понадобятся: Текстовый редактор , чтобы наполнить его нужными задачами для создания скрипта (кода) и Терминал - для выполнения созданного скрипта. Эти инструменты установлены в любом дистрибутие Linux по умолчанию.

Итак, открываем текстовый редактор Gedit и вводим в него первые обязательные символы под названием shebang .
shebang в программировании, это последовательность из двух символов: решётки и восклицательного знака (#! ) в начале файла скрипта. И добавляем к данным символам без пробелов /bin/sh - интерпретатор, где будет выполняться скрипт. /bin/sh - это обычно Bourne shell или совместимый интерпретатор командной строки, который передаёт "path/to/script" как первый параметр.
Первая обязательная строка скрипта будет выглядеть следующим образом:

# Мой первый Script обновления Ubuntu

Знак решётки (#) в самом начале строки даёт понять интерпретатору/терминалу, что эту строку читать и выполнять не нужно. Строка нужна в коде данного скрипта для того чтобы сам создатель скрипта знал, что он собирается выполнить на данном отрезке/сценке в коде, чтобы не запутаться в дальнейшем, когда таких строк будет много. Такие строки с знаком решётки называются - закомментированные .

sudo apt update
sudo apt upgrade -y

-y в конце второй команды даёт понять интерпретатору/терминалу, что это действие/команду нужно выполнить автоматически, без дополнительного подтверждения пользователем, нажатия клавиши Ввод . y - сокращённо от английского yes , т.е. да .

Вот и всё. Ваш первый скрипт создан. У вас должно получиться как на снимке:


Остаётся сохранить созданный файл/скрипт и дать ему Имя с обязательным расширением в конце - .sh . Расширение .sh присваивается исполняемому файлу.
Я дал ему Имя - обновление.sh , сохранив в Домашней папке пользователя:


Для того чтобы созданный файл/скрипт был исполняемый, ему нужно дать на это разрешение. Сделать это можно двумя способами.

1. Выполнить следующую команду в терминале:

sudo chmod +x обновление.sh

2. Либо открыть файловый менеджер в Домашней папке (где вы сохранили созданный скрипт), правый клик на файле, в контекстном меню - Свойства - Права и активировать пункт - Выполнение : Разрешить выполнение файла как программы :


Чтобы выполнить созданный скрипт, нужно открыть терминал (о чём я писал в самом начале статьи, что терминал - необходимый атрибут/инструмент для выполнения скрипта), ввести sh , через пробел название скрипта - обновление.sh и нажать клавишу Ввод :


Либо в терминале вводим sh и перетаскиваем из файлового менеджера созданный файл с скриптом (также через пробел):


После того как путь к файлу отобразится после команды sh и пробела, достаточно нажать клавишу Enter (Ввод), чтобы выполнить обновление системы:


Теперь в любой момент вы можете сделать обновление системы созданным собственным скриптом.

Да, кто-то может возразить, что обновление системы не сложно сделать выполнением этих двух команд в терминале, зачем пыжиться и создавать какие-то скрипты? Всё верно. Но это пример создания простейшего скрипта, чтобы показать, что "не боги горшки обжигают" 😃.

Научившись писать и использовать простейшие скрипты, можно создать скрипт по настройке системы, с тем чтобы в случае переустановки системы могли воспользоваться созданным сценарием без необходимости искать каждый раз в сети сайты с подобными настройками.

Многие из вас, скорее всего, пользуются сайтами по настройке системы, типа тех что я публикую после выхода очередного релиза Ubuntu - Ubuntu после установки или подобными сайтами. Откройте один из таких сайтов: , затем текстовый редактор для создания скрипта.
Для примера я сделал следующую заготовку.

В текстовом редакторе вводим первую обязательную строку:

# Настройка Ubuntu после уставновки
# Обновление системы

Ниже следуют команды обновления системы:

sudo apt update
sudo apt upgrade -y

Строка описания: Добавление репозиториев:

# Добавление репозиториев

И добавляете необходимые репозитории для дальнейшей установки программного обеспечения:

sudo add-apt-repository "deb http://archive.canonical.com/ $(lsb_release -sc) partner" -y
sudo add-apt-repository ppa:atareao/telegram -y
sudo add-apt-repository ppa:atareao/atareao -y

sudo add-apt-repository ppa:nemh/systemback -y
sudo add-apt-repository ppa:gerardpuig/ppa -y
sudo add-apt-repository ppa:haecker-felix/gradio-daily -y

После того как необходимые репозитории добавлены (повторюсь, у вас могут быть свои репозитории, у меня пример), необходимо обновить систему:

Строка с описанием:

# Обновление системы после подключения репозиториев

И команда на выполнение:

sudo apt update

Теперь, когда репозитории добавлены и система обновлена, наступила очередь в установке программ:

# Установка программ

Для установки программ достаточно один раз ввести команду sudo apt install , а затем через пробел в данную строку добавлять сколько угодно программ, главное чтобы они были правильно составлены. Если какая-то программа состоит из нескольких слов, её команда должна быть монолитной, т.е. все слова в ней должны вводится через чёрточку, например: unity-tweak-tool :

sudo apt install my-weather-indicator telegram skype lm-sensors hddtemp psensor gdebi systemback unity-tweak-tool ubuntu-cleaner gradio -y

Установка дополнительных кодеков

# Мультимедиа и кодеки

sudo apt install ubuntu-restricted-extras -y

Отключение о сбоях в системе

# Отключить отчёты о сбоях в системе

sudo sed -i "s/enabled=1/enabled=0/g" "/etc/default/apport"

Ну вот, пожалуй, и всё. Данный созданный файл сценария должен выглядеть следующим образом:


Необходимо сохранить его (нажать кнопку Сохранить ) и дать Имя с расширением .sh . Я назвал его Настройка\ Ubuntu.sh (вы можете назвать по-другому, но обязвтельно с расширением.sh):


Делаем созданный скрипт исполняемым:

sudo chmod +x Настройка\ Ubuntu.sh

Для выполнения созданного скрипта введите в терминале sh и название созданного скрипта через пробел, либо sh , пробел и перетащить в терминал созданный файл, как объяснялось ранее в простейшем скрипте и нажмите клавишу Ввод , для его выполнения.

Примечание . Обратный слэш в команде Настройка\ Ubuntu.sh экранирует пробел в названии файла для терминала между двумя отдельными словами.

После того как скрипт будет выполнен, хранить его на будущее, для возможной переустановки системы и повторной настройки, лучше всего на отдельном разделе ж/диска в папке /home . Если таковой нет, то в облачном сервисе (Облачное хранилище данных) типа: DropBox, Облако Mail.Ru, Mega.co и т.п., чтобы в любой момент воспользоваться скриптом самому, либо помочь знакомым или родственникам в настройке системы.

Если на вопрос: «как добавить программу в автозагрузку?» — начинающие пользователи находят ответ достаточно быстро, то вопрос о запуске скрипта, при выключении/перезагрузки, ставит их в тупик. В статье будет описан стандартный способ для автоматического выполнения команд при включении и выключении linux, а также более простой способ для пользователей, у которых установлен gdm и графический интерфейс, например ubuntu.

Консольный вариант.

Немного теории.
Следует знать, что в Linux существует 7 уровней запуска. Однако, использоваться могут только 6.
Как у всех уважающих себя программ отсчёт начинается с 0-ля.
0 — Остановка или выключение системы.
1 — Однопользовательский режим.
2 — Многопользовательский режим, но без поддержки сети.
3 — Тоже самое, но с сетью.
4 — Добавили для красоты Не используется.
5 — Графический режим с загрузкой X сервера.
6 — Перезагрузка.
Если перейти в папку /etc (В некоторых дистрибутивах /etc/rc.d) то можно увидеть папки с 7-мью уровнями запуска.

Например при выключении компьютера, выполнятся все скрипты из папки rc0.d


Тут следует остановится по подробнее. Дело в том, что самих скриптов (а точнее сценариев) в этой папке нету, а есть только ссылки на файлы, которые лежат в папке /etc/init.d. Эти сценарии выполняют различные задачи, в зависимости от параметра start или stop (например /etc/init.d/reboot start и /etc/init.d/reboot stop это разные команды, а /etc/init.d/reboot вообще не будет работать). Если в ссылке стоит первая буква S, то значит сценарию подаётся параметр start, а если стоит буква K(от слова kill), то параметр stop. Цифра после буквы обозначает порядок выполнения сценария.
Например, на выше вставленном скриншоте вначале выполниться команда /etc/init.d/hddtemp stop, а уже позже /etc/init.d/networking start.
Хватит теории. Переходим к практике.
Для того, чтобы добавить команду в автозагрузку, достаточно поместить её в файл /etc/rc.local.

В этой части статьи в качестве редактора будет использоваться nano, но вы можете пользоваться своим любимым редактором, например gedit.

sudo nano /etc/rc.local

И помещаем наши команды чуть выше строчки с exit 0.
Для того, что бы команды выполнялись перед выключением или перезагрузкой нам нужно создать сценарий в папке /etc/init.d

sudo nano /etc/init.d/имя_сценария

Вставляем следующий код:

#! /bin/sh
case "$1" in
start)
echo "подан сигнал start"
;;
stop)
echo "подан сигнал stop"
;; esac

Если будет подаваться только один сигнал, то просто закомментируйте строку поставив в начале команды знак #
Например

...
case "$1" in
start)
#
;;
...

Теперь делаем файл исполняемым:

sudo chmod +x /etc/init.d/имя_сценария

sudo update-rc.d имя_сценария start 20 0 6 . stop 1 0 6 .

Точки важны (обе). Исследуя просторы интернета, у меня сложилось впечатление, что синтаксис этой программы иногда меняется. Актуальные примеры можно посмотреть по команде «man update-rc.d». Примеры будут в низу.

Эта команда создаст по 2 ссылки в каталогах /etc/rc0 .d (второе число в команде) и /etc/rc6 .d (третье число в команде). Причём вначале будет выполняться сценарий с параметром stop (т.к. стоит 1), а уже потом с параметром start (т.к. стоит 20).
Если второй параметр не нужен, то можно выполнить команду:

sudo update-rc.d имя_сценария stop 1 0 6 .

Советую ставить приоритет повыше (т.е. число после start или stop должно быть маленьким), желательно меньше 20. В обратном случае у меня иногда зависал компьютер при попытке перезагрузиться.

Для пользователей ubuntu, да и многих других современных дистрибутивов с gdm можно воспользоваться…

Графический вариант.

Что касается автозагрузки то можно воспользоваться способом описанным .
Или просто открыть «автоматически запускаемые приложения» командой:

gnome-session-properties

Для выполнения скрипта при выключении компьютера, помещаем его в файл /etc/gdm/PostSession/Default

sudo gedit /etc/gdm/PostSession/Default

Прямо над строчкой exit 0.

Последние материалы раздела:

Записать образ установленной системы на флешку
Записать образ установленной системы на флешку

Операционную систему обычно устанавливают с DVD-диска или качают нужные файлы из интернета. Но как быть тем пользователям, у которых в компьютере...

Автоматическая раскрутка в соц
Автоматическая раскрутка в соц

Социальные сети активно используются не только для знакомств, но и для бизнеса, способствуя реализации товаров и услуг. Для этого предпринимаются...

Как перенести контакты на xiaomi
Как перенести контакты на xiaomi

Совсем недавно свет увидел новый Android-смартфон среднего класса от Xiaomi Redmi Note 4 и его версия на Qualcomm Snapdragon Redmi Note 4x. Телефон...