Фотомастер

Паскаль Мэтр: выставка фотографа National Geographic в МАММ

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку знаменитого французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра.

Паскаль Мэтр родился в 1955 году в Бюзансе (Франция) в семье кузнеца. Свой первый фотоаппарат (это был Rolleiflex 4×4) он получил в подарок от тети, которая вышла замуж за американского солдата и жила на севере США. После школы Мэтр изучал психологию в университете, а затем был призван в армию, где служил в фоточасти. Там он всерьез увлекся фотографией и в 1979 году начал работать фотокорреспондентом журнала Jeune Afrique. Так началось его фотографическое путешествие длиной в четыре десятилетия — сначала вглубь Африканского континента и далее по странам Африки, Южной Америки, Азии, Ближнего Востока и Европы.

Афуэйне, командир отряда боевиков, сопровождающих Паскаля Мэтра, плохо себя чувствует после обильного употребления ката и алкоголя.
До войны он жил в джунглях со своим племенем и даже не знал, как выглядят обычные жилые дома. Когда началась война, Афуэйне присоединился к боевикам Османа Атто и в 1992 участвовал в успешном штурме столицы страны, Могадишо. После штурма он захватил себе четыре дома, в том числе и тот, в котором был сделан этот снимок. Позже Афуэйне примкнул к сомалийским пиратам и был убит в одном из рейдов в 2011 г.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

В январе 1999 года Жусу Жарка отрубили руки вооруженные повстанцы ОРФ («Объединенный революционный фронт»). Тысячам людей отрубали руки, чтобы отнять у них возможность работать и, что особенно важно, голосовать. «Эти руки ты использовал, чтобы голосовать за Теджана Кабба (тогда президента Сьерра-Леоне. —прим.), больше ты никогда за него не проголосуешь!», — вспоминает Жарка слова своих мучителей.
Жусу Жарка стал первым жителем Сьерра-Леоне, которому разрешили голосовать без прохождения процедуры сдачи отпечатков пальцев для подтверждения личности. Сегодня он возглавляет общественную организацию, занимающуюся помощью пострадавшим во время войны.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Паскаль Мэтр сделал этот снимок в Эритрее в 1992 г. Только что закончилась тридцатилетняя война за независимость от Эфиопии — и жители Эритреи пока могут осознать, что они наконец живут в мире.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Паскаль Мэтр сотрудничал с самыми известными мировыми журналами: Le Figaro Magazine, Geo, L’Express, Paris Match во Франции; Geo, Stern, Brigitte в Германии; National Geographic в США. Выпустил несколько книг в крупнейших издательствах, не раз становился обладателем престижнейших наград в области фотожурналистики. Так, за фоторепортаж, посвященный участникам Мексиканской революции, в 1987 году Мэтр был удостоен премии World Press Photo.

Многие работы Паскаля Мэтра напоминают живописные полотна, при этом фотограф никогда не делал постановочных кадров, каждая его фотография — документ. Мэтр работал в самых горячих точках планеты, рассказывая зрителям о жизни, культуре и традициях разных народов, раскрывая причины кровопролитных войн и суть международных политических конфликтов. Снимки Паскаля Мэтра удивительно кинематографичны — каждая его серия демонстрирует захватывающую реальную историю.

«У меня профессия в общем простая. Пожалуй, самое трудное — добраться. Физически оказаться в тех местах, где происходит что-то интересное. А когда добрался, нажать на кнопку не так уж и трудно», — рассказывает сам фотограф с присущей ему скромностью.

Движение «саперов» (производное от выражения на французском «Общество светских и элегантных персон») зародилось в Демократической Республике Конго в 70-х гг. в качестве протеста против политики президента Мобуту. Он взял курс на «аутентичность», в том числе запретив западный стиль в одежде. Несогласная с навязанным сверху курсом молодежь покупала в секонд-хендах одежду знаменитых брендов (Dolce & Gabbana, Paul Smith и др.) и гуляла в ней по улицам Киншасы.
Несмотря на то, что запрет давно отменили, «саперы» все еще существуют — из протестного движения они превратились в важную часть современной конголезской культуры.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Это завод по производству пальмового масла в городе Бинга, ДР Конго. Здание было построено в 1914 г. бельгийскими колонизаторами, а сегодня оно принадлежит группе GBE.
Паскаль Мэтр дал этой серии остроумное название «the other oil industry», проводя параллели между индустриями по добыче пальмового масла и нефти. Когда мы приобретаем шоколадную пасту или пользуемся косметикой с содержанием пальмового масла, мы даже не представляем, в каких условиях работают занятые на его производстве люди.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Паскаль Мэтр принципиально не использует цифровую камеру. В день он снимает в среднем по пять пленок. Часто из одного репортажа он отбирает всего два-три удачных снимка — они попадают в книги и на выставки. Остальные служат лишь иллюстрациями к текстам в СМИ.

Друзья фотографа отмечают его уникальную безмятежность, его способность «успокоить даже самых взвинченных» людей, которых Мэтру доводилось встречать в зонах военных конфликтов, а также особый «панорамный» взгляд, определяющий качество его фотографий.

Чилоли, разновидность народного театра. Он посвящен единственной пьесе: трагедии маркиза Мантуи и императора Карла Великого, которую ежегодно ставят чернокожие жители острова Сан-Томе. Их предки были насильно завезены сюда португальцами в XVI веке. Карл Великий олицетворяет короля Португалии — он должен судить своего сына за преступление.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

В 2017 г. Паскаль Мэтр создал серию под названием «От тьмы ко свету» («From darkness into light»), посвященную проблеме электрификации африканского континента. На сегодняшний день почти 75% от 770 миллионов человек, лишенных доступа к электричеству, проживают в Африке. На этом снимке, сделанном Мэтром в Бенине, мы видим, как повитуха принимает роды при свете факела и керосиновой лампы — единственных источников света, которые она смогла найти.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Вторая гражданская война в Судане длилась больше 20 лет, в её результате около двух миллионов человек погибло, а более четырех миллионов —стали беженцами.
Девушка по имени Шиллук бежала от войны на север страны, сейчас она живет в лагере Джебель-Аулия, расположенном всего в 40 км. от столицы. Она одета в вечернее платье, которое получила от одной из гуманитарных организаций.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Паскалю Мэтру сопутствует удача. В Африке, где некоторые племена живут еще первобытнообщинным строем, часто опасливо относились к человеку с фотоаппаратом, приравнивая его к оружию, а некоторые жрецы до сих пор полагают, что фотографический снимок отбирает у человека часть души. Тем не менее фотографу всегда удавалось договориться о съемке и сделать максимально достоверные фоторепортажи. Его ни разу не арестовали. О нем никогда не забывала международная пресса, а выставки Мэтра с большим успехом проходят на престижнейших мировых площадках, включая Европейский дом фотографии (Франция), Фестиваль Visa pour l’image в Перпиньяне (Франция) и др. 

Выставка фотографа в Мультимедиа Арт Музее, Москва организована при участии Le Figaro Magazine (Франция). 

Аллея баобабов — одно из самых популярных туристических мест на Мадагаскаре. Вдоль дороги растут около десятка баобабов вида Адансония Грандидье, являющиеся самыми крупными деревьями на острове. Их вес может достигать веса аэробуса A380.
К сожалению, участившиеся в последние десятилетия лесные пожары представляют огромную опасность для их существования — они истощают почву и ослабляют корни баобабов. Причиной этих пожаров становятся не только глобальные изменения в мировом климате, но и действия местных жителей — они часто поджигают участки леса для очистки новых площадей под земледелие.

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Школа исламского течения Изала в городе Агадес. Представители этого движения выступают за возврат к консервативным ценностям и законам шариата. Их связывают с активной на севере страны террористической группировкой «Боко Харам» (буквальный перевод названия — «запрет на западные ценности»).

Фото: © Pascal Maitre/Myop/Panos

Когда? До 28 марта 2021

Где? Мультимедиа Арт Музей, Москва (ул. Остоженка, 16)

Подробности на сайте музея. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть